жизнь не по энциклопедии » Наука » 50 интересных фактов о Юпитере

50 интересных фактов о Юпитере

10 мар 2024, 10:14
50 интересных фактов о Юпитере

1. У Юпитера больше спутников, чем у любой другой планеты в Солнечной системе, кроме Сатурна – целых 79. Возможно, даже больше, но пока открыто именно столько.

2. Этот газовый гигант неспроста называется именно газовым. Он состоит из водорода и гелия примерно на 90% и 10% соответственно, с примесью других газов.

3. Космические аппараты не могут приближаться к Юпитеру на близкое расстояние. Радиационный пояс этой планеты способен легко вывести из строя чувствительные электроприборы.

4. По объёму Юпитер превосходит Землю примерно в 1300 раз, по диаметру – в 11 раз, а по массе – в 317 раз.

5. Наша планета целиком могла бы скрыться в Большом Красном пятне, устойчивом атмосферном вихре на этом газовом гиганте, который является крупнейшим ураганом в нашей системе.

Земля по сравнению с Юпитером и Большим Красным пятном

6. В некоторых слоях атмосферы газового гиганта не исключено существование жизни. Там вполне могут обитать какие-то микроорганизмы, или даже существа, приспособившиеся к жизни в постоянном полёте.

7. Существует теория о том, что у Юпитера есть твёрдое ядро. Если это так, то по размерам оно, вероятно, сопоставимо с Землёй.

8. Из-за чудовищного давления границы между атмосферой и океаном сжижённого газа в нижних её слоях на Юпитере нет. Просто по мере спуска внутрь газового гиганта окружающий газ постепенно густеет и перетекает в жидкое состояние.

9 Здесь часто бушуют мощные бури и ураганы, по размерам превосходящие земные материки. Но они обычно длятся всего несколько суток, в отличие от Большого Красного пятна, существующего веками.

10. День на Юпитере короче нашего, тут он длится чуть меньше 10 часов. А вот юпитерианский год длится долго, около 11,8 земных лет.

11. Спутник Юпитера Европа покрыт льдом, под которым, как считают учёные, скрывается океан. Исходя из расчётов, воды на Европе намного больше, чем на Земле.

12. Мощная гравитация газового гиганта притягивает огромное количество комет и астероидов, устремлённых из Внешней Солнечной системы во внутреннюю её часть. Именно поэтому Юпитер часто называют “щитом Земли” – он действительно нас защищает.

13. У него есть система колец, как и у Сатурна. Но она не настолько обширна, поэтому разглядеть её не так-то просто.

14. Средняя плотность Юпитера лишь на 30% выше плотности воды. Но это лишь цифры — верхние слои его атмосферы газообразны, а в недрах давление столь высоко, что водород сжимается и принимает металлизированную форму.

15. На Юпитере есть полярные сияния, как и на Земле. Но если на нашей планете это атмосферное явление можно наблюдать только в периоды высокой активности Солнца, то на газовом гиганте полярное сияние постоянно.

Галилеевы спутники Юпитера, сверху вниз – Ио, Европа, Ганимед, Каллисто

16. Ио, ещё один спутник Юпитера — самое геологически активное тело в солнечной системе. По его поверхности, на которой находится около 400 действующих вулканов, регулярно текут реки раскалённой лавы.

17. Спутник Юпитера Ганимед — крупнейший в Солнечной системе. Его диаметр на 8% больше диаметра планеты Меркурий.

18. Масса газового гиганта в 2,5 раза больше суммарной массы всех остальных планет нашей системы, вместе взятых, включая другие газовые гиганты.

19. Если бы Юпитер был в 12,5 раз массивнее, он превратился бы в протозвезду, бурого карлика, а наша Солнечная система стала бы двойной. Для того, чтобы стать полноценной звездой, ему потребовалось бы набрать в 80 раз больше массы.

20. По подсчётам учёных, температура в его недрах достигает 20.000 °C. Он излучает в пространство на 60% больше энергии, чем получает от Солнца.

Юпитер по сравнению с другими газовыми гигантами Солнечной системы, масштаб сохранён

21. Юпитер вращается вокруг своей оси быстрее, чем любая другая планета Солнечной системы. Хотя рекорды по скорости вращения всё равно принадлежат карликовым планетам.

22. Из-за столь быстрого вращения Юпитер чуть сплюснут, и его экваториальный радиус больше полярного на 7%.

23. На северном полюсе газового гиганта в 2000 году обнаружили мощный источник пульсирующего рентгеновского излучения. Оно пульсирует с интервалом в примерно 45 минут, и эту загадку разгадать до сих пор не удалось.

24. Когда наше Солнце в процессе жизненного цикла расширится до красного гиганта, обитаемая зона звезды достигнет орбиты Юпитера и его спутников. Правда, произойдёт это лишь через несколько миллиардов лет.

25. По подсчётам учёных, атмосферное давление вблизи гипотетического твёрдого ядра Юпитера превышает 1 млн атмосфер.

26. Атмосфера спутника Европа состоит в основном из кислорода. Но она настолько разрежена, что обнаружить её можно только с помощью специальных приборов.

27. На юпитерианских спутниках есть высокие горы. К примеру, Южная Боосавла на Ио, одна из высочайших гор в Солнечной системе. И достигает высоты вдвое выше Эвереста, высочайшей вершины Земли.

28. Четыре галилеевых спутника газового гиганта — Ганимед, Каллисто, Европа и Ио — размерами на порядки превосходят все остальные. Их так назвали потому, что открыл их Галилео Галилей с помощью телескопа.

29. При совпадении ряда условий Юпитер можно увидеть с поверхности Земли невооружённым взглядом.

30. Он излучает в пространство мощную радиацию. Радиационный фон вблизи газового гиганта примерно в 1000 раз превышает порог, смертельный для человека.

Полярное сияние на северном полюсе Юпитера

31. Магнитное поле Юпитера — самое сильное среди планет Солнечной системы. Оно мощнее земного примерно в 20.000 раз.

32. Диаметр этой планеты уменьшается примерно на 2 см в год. Сокращение размеров обусловлено потерей массы, которая, в свою очередь, вызвана тем, что Юпитер излучает в пространство колоссальную энергию.

33. Происхождение излучаемой им энергии до сих пор до конца не объяснено. Вероятно, это происходит из-за постепенного сжатия планеты под воздействием собственной гравитации.

34. Зонд “Джуно”, исследовавший Юпитер, был надёжно защищён от воздействия радиации газового гиганта. Научное оборудование было спрятано в титановый контейнер со стенками толщиной в 1 см.

35. Масса Юпитера ничтожно мала по сравнению с массой Солнца, но всё равно достаточна для того, чтобы газовый гигант стал единственной планетой Солнечной системы, у которой общий центр масс с Солнцем иногда выходит за пределы самой звезды.

Южный полюс Юпитера, сфотографированный из космоса

36. На Ио, Каллисто, Европе и Ганимеде есть вода.

37. Два единственных космических аппарата, покинувших границы нашей системы, “Вояджер-1” и “Вояджер-2”, использовали Юпитер, чтобы набрать скорость. С помощью гравитационного манёвра возле него они разгонялись достаточно, чтобы навсегда покинуть окрестности нашей звезды.

38. Юпитер — самый мощный источник радиоизлучения в Солнечной системе. Создаваемый им радиошум воздействует даже на антенны на Земле.

39. Газовые гиганты в других звёздных системах, получающие больше тепла от своих звёзд и потому нагретые до экстремально высоких температур, называются горячими юпитерами.

40. Знаменитый учёный П. Боденхеймер ещё в 1974 году выдвинул предположение, что в прошлом Юпитер был примерно вдвое крупнее, а также заметно горячее. Ни подтвердить, ни опровергнуть эту теорию пока не удалось.

41. Диаметр подавляющего большинства спутников планеты варьируется от 2 до 4 км. Многие из них, вероятно, представляют собой астероиды, захваченные юпитерианской гравитацией.

42. В атмосфере Юпитера, как в атмосфере Земли, бывают молнии. При этом на нашей планете есть одна закономерность — чем ближе к экватору, тем больше молний, и на полюсах они исчезающе редки. А на Юпитере всё строго наоборот.

43. Астероид (637) Галилея был открыт ровно спустя 300 лет после обнаружения Галилеем четырёх крупнейших спутников этой планеты, а потому его назвали в честь великого астронома и этого открытия.

44. Все четыре крупнейших спутника Юпитера постоянно повёрнуты к материнской планете одной и той же стороной.

45. Поверхность спутника Европа — самая гладкая в Солнечной системе. Вся Европа покрыта льдом, поэтому кратеры и другие неровности достаточно быстро сглаживаются.

Из-за причудливых облачных узоров поверхность Юпитера выглядит просто фантастически

46. На Ганимеде, как и на Европе, предполагается наличие океана с жидкой водой. Только на Европе он, вероятно, покрывает всю область между ядром и внешним слоем льда, а на Ганимеде представляет собой отдельные слои на глубине от 100 до 400 км под поверхностью.

47. Спутник Юпитера Фемисто был открыт в 1975 году, но затем его “потеряли”, так как первых полученных данных было недостаточно для вычисления его орбиты. Повторно его обнаружили лишь в 2000 году. Другой спутник, Дия, был открыт в 2000 году, и тоже потерян, после чего повторно найден лишь в 2012.

48. Несмотря на то, что крупнейшие спутники Юпитера открыл Галилей, имена им дал живший одновременно с ним немецкий астроном Симон Маркус. Судя по всему, Маркус открыл спутники за полгода-год до Галилея, но опоздал с публикацией своего открытия.

49. Два из трёх крупнейших спутников планет Солнечной системы обращаются вокруг Юпитера. Это Ганимед и Каллисто, первое и третье место соответственно. Второе место принадлежит Титану, спутнику Сатурна.

50. На Каллисто удалось обнаружить органические вещества. Вода в виде льда там, кстати, тоже есть.