жизнь не по энциклопедии » Наука » 20 интересных фактов об Эриде

20 интересных фактов об Эриде

31 мар 2024, 10:39
20 интересных фактов об Эриде

1. Из всех карликовых планет (точнее, из числа малых планет, уже имеющих этот статус) Эрида – наиболее удалённая от Солнца. Но далеко за её орбитой есть и другие плутоиды, которые вполне тянут на звание карликовой планеты, и, вероятно, получат его в скором времени.

2. До 2006 года Эрида имела шансы получить статус полноценной планеты, десятой по счёту. Но после того, как Плутон был переквалифицирован из обычных планет в карликовые, она этот шанс утратила.

3. По размеру Эрида незначительно уступает Плутону, её диаметр меньше всего на 50 км. Однако, из всех карликовых планет она является наиболее массивной.

4. Диаметр Эриды составляет 2326 км, плюс-минус 12 км погрешности. Это в 2,5 раза больше диаметра Цереры, самой маленькой (на текущий момент) и самой близкой к Солнцу карликовой планеты, расположенной в главном поясе астероидов.

5. Она отражает почти весь свет, попадающий на неё – альбедо Эриды невероятно высоко, 96%. Чтобы было понятнее, 100% – это идеальное зеркало, а 0% – абсолютно чёрное тело.

Сравнение Эриды и Дисномии с Плутоном и его спутниками (кроме Кербера)

6. До сих пор неизвестно, есть ли на Эриде смена времён года, так как учёные ещё не установили, наклонена ли её ось по отношению к плоскости вращения или нет.

7. День на этой карликовой планете длится дольше, чем на Земле, около 25 часов 54 минут.

8. На Эриде всегда очень, очень холодно. Средняя температура на её поверхности сейчас составляет -253 C°. Когда она приблизится к Солнцу, на ней слегка потеплеет, но температура всё равно не поднимется выше отметки в -230 C°.

9. Сейчас у Эриды отсутствует атмосфера, но через 250 лет, когда она будет находиться ближе к нашей звезде, она у неё появится, пусть и на время. Из-за потепления часть замёрзших веществ на её поверхности перейдёт в газообразную форму, но потом, когда она снова удалится от Солнца, атмосфера опять замёрзнет и выпадет на поверхность.

10. Столь высокое альбедо (отражающая способность) поверхности Эриды обусловлено тем, что она вся покрыта снегом. Правда, состоит этот снег не из воды, а из замёрзшего метана.

11. Название эта карликовая планета получила в честь одноимённой богини раздора из древнегреческого пантеона. А её спутник носит название Дисномия – в мифологии Древней Греции Дисномия, богиня беззакония, является дочерью Эриды.

12. В главном поясе есть астероид (718) Эрида. Такая путаница существует только в русском языке, так как английские названия карликовой планеты и астероида отличаются друг от друга. Планета в английском именуется Eris, а астероид – Erida.

13. Первое время после открытия она носила название 2003 UB, не имея имени собственного.

14. Эриду собирались назвать Зеной, в честь главной героини сериала “Зена – королева воинов”, а её спутник – Габриэлем, по имени спутника Зены в этом сериале. Но в то время она ещё претендовала на звание полноценной планеты, а их принято называть именами старых богов, поэтому от идеи отказались.

15. Год на Эриде длится 203.830 суток, чуть больше, чем 558 земных лет.

Вся Эрида покрыта многолетним метановым снегом

16. У всех полноценных планет (а также у Плутона и Цереры, открытых давным-давно) есть свои символы. У Эриды, однако, его нет, как и у других карликовых планет, открытых в новое время.

17. После её открытия астрономы изучили архивные фотоснимки и обнаружили Эриду на многих из их. Оказывается, её могли обнаружить ещё в 1954 году, если бы знали, куда смотреть.

18. Эту карликовую планету на задворках Солнечной системы отделяет от нашей звезды расстояние в 14,3 миллиарда километров, что в 96 раз превышает дистанцию между Солнцем и Землёй.. Солнечному свету требуется более 13 часов, чтобы достичь её. Для сравнения, до Земли свет идёт всего около 8 минут.

19. Космическому аппарату потребуется около 25 лет, чтобы добраться до Эриды. И это при условии, что запуск будет осуществляться в подходящее стартовое окно, чтобы траектория была близка к идеальной.

20. Благодаря высокой плотности (она на треть плотнее Плутона) гравитация Эриды не так уж и слаба, она всего в 12 раз слабее земной. Для сравнения, на карликовой планете Церера она в 36 раз слабее, чем на Земле.