жизнь не по энциклопедии » Наука » Собрал интересные факты о чёрных дырах

Собрал интересные факты о чёрных дырах

11 мар 2024, 10:15
Собрал интересные факты о чёрных дырах

1. Сила гравитации чёрной дыры столь велика, что она способна искажать пространство вокруг себя.

2. Покинуть чёрную дыру не может вообще ничего. Она притягивает к себе даже фотоны света.

3. Визуально увидеть её вполне возможно. Она выглядит, как чёрная сфера, окружённая сияющим ореолом – аккреционным диском.

4. У них вполне могут быть свои планетные системы.

5. Возникновение жизни на планете, вращающейся вокруг чёрной дыры, считается невозможным. Её чудовищная гравитация будет притягивать к себе все кометы и метеориты, и на поверхность планеты извне не попадёт вообще ничего, никакая органика, так что она останется стерильной.

Если двойная звёздная система состоит из обычной звезды и чёрной дыры, последняя может постепенно поглощать материю звезды-соседки

6. Чёрные дыры не вечны. Они теряют массу за счёт излучения Хокинга, и постепенно испаряются.

7. Если две чёрные дыры встретятся, они сольются воедино, породив экзотическу. разновидность – вращающуюся чёрную дыру. Обычно они вокруг своей оси не вращаются.

8. В центрах многих галактик (но не всех!) есть сверхмассивная чёрная дыра. В нашем собственном Млечном Пути таковая тоже имеется.

9. Плотность этих небесных тел невообразима. Для сравнения, если бы наша Земля вдруг стала чёрной дырой, её диаметр составлял бы около 18 мм.

10. В 2019 году учёным удалось впервые сфотографировать сверхмассивную чёрную дыру, расположенную в центре галактики Messier 87 и удалённую от нас на 54 млн световых лет.

11. Образовываться они могут двумя способами – в случае коллапса либо достаточно массивной звезды, либо центральной части галактики (или просто протогалактического газа, из которого галактики и образуются).

12. В теории чёрные дыры могут служить неисчерпаемым источником энергии. Существуют проекты реакторов, в которых бы создавалась и удерживалась микроскопическая чёрная дыра, но они пока далеки от практической реализации.

13. Граница, после которой выхода из гравитационного поля чёрной дыры уже нет, называется горизонтом событий.

14. Объект, прошедший горизонт событий, для стороннего наблюдателя вытянется в тонкую и длинную линию. Этот эффект называется спагеттификацией.

15. Астрофизики утверждают, что раз во Вселенной существуют чёрные дыры, то должны быть и белые, являющиеся полным их антиподом. Они не притягивают материю, а отталкивают её. Правда, существование белых дыр до сих пор не доказано.

Фотография сверхмассивной чёрной дыры в центре галактики Messier 87

16. Сверхмассивная дыра в центре Млечного Пути удалена от нас примерно на 26.000 световых лет.

17. В тройной звёздной системе QV Телескопа одна из трёх звёзд, вероятнее всего, является именно чёрной дырой.

18. Если бы Солнце превратилось в чёрную дыру, его диаметр составлял бы около 6 км. Но ему это не грозит.

19. В настоящее время учёными уже обнаружено около 1000 объектов, которые по ряду признакам относятся именно к чёрным дырам.

20. Умирающая чёрная дыра на финальных стадиях испарения проходит через мощный гравитационный взрыв, от которого во все стороны распространяются “волны” гравитации.

Белая дыра

21. Самая быстрая из известных нам вращающихся чёрных дыр делает около 1000 оборотов вокруг своей оси за секунду.

22. Масса сверхмассивной дыры в центре Млечного Пути составляет, по оценкам учёных, от 2 до 5 млн масс Солнца.

23. В созвездии Гончих Псов находится квазар, то есть “зародыш” галактического ядра, и в нём расположена сверхмассивная дыра массой около 66 млрд солнечных.

24. Галактика NGC 1277 интересна тем, что в ней на сверхмассивную центральную дыру приходится около 59% всей массы.

25. Вещество, пересекая горизонт событий, генерирует волны наподобие звуковых, так что производимые чёрной дырой “звуки” можно услышать. Впервые это удалось проделать в 2003 году.

26. Между Солнцем и орбитой Меркурия вполне можно было бы разместить чёрную дыру массой до 4 млн солнечных, то есть сравнимую с той, что находится в центре нашей Галактики.

27. Проходя горизонт событий, вещество разгоняется до скорости света.

28. Эти объекты не представляют опасности для космических путешествий, если не приближаться к ним слишком близко.

29. Чтобы получить шанс стать на финальном этапе своей эволюции чёрной дырой, звезда должна быть массивнее Солнца хотя бы в десять раз.

30. Чудовищная гравитация чёрных дыр образует в пространстве гравитационные линзы, благодаря которым астрофизикам и удаётся их обнаруживать.