жизнь не по энциклопедии » Наука » 50 интересных фактов о звёздах

26 мар 2024, 10:35
50 интересных фактов о звёздах

1. Все звёзды на самом деле белые, даже наше собственное Солнце. Нам кажется, что они имеют цвета, потому что их лучи преломляются об атмосферу, прежде чем достичь наших глаз. Но из космоса всё отлично видно.

2. Самые долгоживущие звёзды во Вселенной – красные карлики. По подсчётам учёных, их жизненный срок может достигать десятков триллионов лет. Для сравнения, возраст Вселенной оценивается в 13,799 миллиардов лет, то есть в сотни раз меньше.

3. У звёзд есть атмосфера, как и у планет. У нашего Солнца она простирается за пределы границ внешней Солнечной системы.

4. Средняя плотность нейтронной звезды примерно равна плотности атомного ядра.

5. В нашей Галактике звёзды вращаются вокруг сверхмассивной чёрной дыры в её центре так же, как планеты вращаются вокруг звёзд.

Жизненный цикл нашего собственного Солнца

6. Двойных звёздных систем в наблюдаемой части Вселенной примерно столько же, сколько и одиночных.

7. Люди давным-давно объединили хорошо замётные звезды в созвездия, которых на небосводе насчитывается 88. Но на самом деле эти звёзды могут находиться очень далеко друг от друга, и никак не взаимодействовать между собой. Просто при взгляде с Земли наблюдателю кажется, что они расположены рядом.

8. Тройная звёздная система Центавра – ближайшая к Солнцу, нас от неё отделяет расстояние в 4,36 световых лет. А вот какое конкретно из трёх входящих в неё светил ближе к нам, зависит от конкретного момента времени. Сейчас ближе всего к нам находится Проксима Центавра.

9. Коричневые карлики – объекты, занимающие промежуточное положение между звёздами и планетами. Самые крупные из них не могут иметь массу более 0,07% от массы Солнца, иначе они превратятся в красных карликов. Наш Юпитер мог бы стать коричневым карликом, если бы был в 12,5 раз массивнее, чем сейчас.

10. В 70-х годах XX века был разработан первый реалистичный проект межзвёздного перелёта. Беспилотный звездолёт “Дедал” должен был быть построен на орбите Юпитера и оснащён термоядерными двигателями, с помощью которых он за 50 лет долетел бы до системы звезды Барнарда, удалённой от нас на 5,96 световых лет. Увы, проект был свёрнут.

50 интересных фактов о звёздах

11. Самая яркая звезда на ночном небе – Сириус. Он в 25 раз превосходит Солнце по светимости, что не так уж и много, но нам он кажется таким ярким благодаря тому, что расположен он недалеко от нас. По космическим меркам, конечно же.

12. Самые горячие звёзды – голубые. Встречаются они довольно редко, потому что они же являются самыми короткоживущими, их жизненный срок в среднем составляет несколько миллионов лет. За это время вокруг них даже не успеют сформироваться планеты.

13. По ряду признаков самыми перспективными кандидатами на поиск внеземной жизни являются жёлтые карлики, схожие с нашим Солнцем.

14. Красный гипергигант VY Большого Пса больше нашего Солнца в 3 миллиарда раз по объёму и в 1420 раз по радиусу. До открытия UY Щита он считался крупнейшей звездой во Вселенной.

15. Сейчас самая большая звезда, известная человечеству – вышеупомянутая UY Щита. Цифры впечатляют: 1708 солнечных радиусов (до 1900 в моменты пульсации), 5 миллиардов солнечных объёмов. Если бы UY Щита вдруг оказалась на месте Солнца, её фотосфера достигла бы орбиты Юпитера.

Солнце по сравнению с VY Большого пса

16. Наиболее похожая на Солнце звезда называется 47 Большой Медведицы, или Чалаван. Этот жёлтый карлик, удалённый от нас на 45,9 световых лет, имеет массу в 103% солнечных, а диаметр – в 126% солнечных. Вокруг него вращаются, как минимум, три планеты.

17. Самые распространённые во Вселенной звёзды – красные карлики, к ним относится около 90% всех открытых звёзд. Средний их размер примерно в 10 раз меньше, чем у Солнца.

18. Ничто во Вселенной не вечно. Звёзды умирают, и даже чёрные дыры со временем испаряются за счёт излучения Хокинга, после чего исчезают.

19. Температура в недрах звезды может достигать миллионов градусов, но на её поверхности она будет немного ниже. Температура поверхности Солнца, например, составляет порядка 5778 К. Обычные молнии на Земле бывают вдвое горячее. При этом солнечные недра разогреты до миллионов градусов.

20. Звёздные системы могут состоять из большого количества звёзд, гравитационно связанных друг с другом. На данный момент рекордсменом считается Ню Скорпиона – в эту систему входит целых 7 звёзд! Ню Скорпиона удалена от Солнца примерно на 470 световых лет.

Система Ню Скорпиона (вверху справа)

21. Звезда BPM 37093, она же Люси, находится в 50 световых годах от нас. Это белый карлик, интересный тем, что большая часть его материи кристаллизовалась, превратившись в самый большой во Вселенной алмаз. Собственно, около 90% массы BPM 37093 и приходится на этот самый алмаз.

22. Не все звёзды вращаются вокруг центров своих галактик. Наука полагает, что существуют и блуждающие звёзды, движущиеся по своей траектории. Не исключено, что такие объекты могут существовать даже в межгалактическом пространстве.

23. Примерно 97% всех звёзд в Млечном Пути в конечном счёте превращаются в белые карлики, остывают и гаснут (ранее после этого их именовали чёрными карликами). Остальные 3% становятся нейтронными звёздами и чёрными дырами.

24. Голубой гипергигант R136a1, находящийся на расстоянии 165.000 световых лет от нас – самая тяжёлая, самая горячая и самая яркая звезда во Вселенной из числа известных нам. Её светимость превышает солнечную в 10 миллионов раз, масса – в 315 раз, а температура – примерно в 10 раз.

25. Самые маленькие звёзды – нейтронные, в среднем они имеют радиус в 10-20 километров. Но из-за чудовищной плотности их масса сравнима с массой Солнца.

26. Шанс стать сверхновой имеют звёзды с массой от 8 солнечных. Особо массивные экземпляры превращаются в гиперновые – то же самое, только ещё мощнее и ярче.

27. Нейтронные звёзды образуются в результате вспышек сверхновых, и такой катаклизм обычно выбрасывает планеты (если они имеются) в космическое пространство. Но они могут уцелеть, или из остатков их вещества в будущем могут сформироваться новые планеты.

28. Если какая-либо звезда на расстоянии десятков световых лет от нас вдруг станет сверхновой, её излучение может уничтожить всю жизнь на Земле. Но гамма-излучение сверхновой обычно узконаправленно, и шанс, что наша Солнечная система попадёт в этот пучок, очень мал.

29. Наши тела, и вообще всё, что нас окружает, созданы из того, что осталось от взорвавшихся звёзд. Собственно, около 90% наших тел и вообще Земли (то есть всё, кроме молекул водорода), представляет собой продукт жизнедеятельности сверхновых.

30. Не все звёзды имеют зону обитаемости, в которой при наличии подходящей планеты была бы возможна жизнь. Излучение некоторых из них слишком сильно, и жизнь в любом виде, нам известном, в подобных системах невозможна в принципе.

Крабовидная туманность, образовавшаяся в результате вспышки сверхновой. Она состоит из материи, составлявшей оболочку взорвавшейся звезды.

31. Некоторые нейтронные звёзды вращаются вокруг своей оси с бешеной скоростью, иногда достигающей 500-700 оборотов в секунду. При этом они излучают импульсы в разных диапазонах, а потому обычно именуются пульсарами.

32. Одна чайная ложка материи нейтронной звезды по массе сопоставима с Землёй.

33. Светила главной последовательности массой от 8 солнечных на конечном этапе жизни превращаются в нейтронные звёзды, а массой от 40 солнечных – в чёрные дыры.

34. Гравитация чёрных дыр настолько сильна, что ничто не может покинуть её, даже кванты света.

35. Компоненты двойных звёздных систем могут обмениваться материей, особенно если один из них является чёрной дырой. Проще говоря, бывает так, что чёрная дыра постепенно пожирает своего соседа.

Чёрная дыра поглощает материю звезды-соседа

36. Двойная звезда Эта Киля имеет общую светимость обоих компонентов, в 5.000.000 раз превосходящую солнечную. Этот сверхгигант нестабилен, и он может превратиться в сверхновую в любой момент.

37. Обычно чёрные дыры не вращаются вокруг своей оси, но есть и исключения. Вращающиеся чёрные дыры появляются в случае слияния двух или более обычных.

38. На расстоянии всего в 12 световых лет от нас находится жёлтый карлик Тау Кита, вокруг которой вращается, как минимум, 4 планеты, причём 2 из них находятся в зоне обитаемости.

39. В центре большинства галактик находятся сверхмассивные чёрные дыры. Самые маленькие из них превосходят Солнце по массе примерно в 1.000.000 (один миллион) раз, а самые крупные – в 1.000.000.000.000 (один квадриллион) раз.

40. В двойных звёздных системах тоже могут существовать планеты. Если компоненты системы находятся достаточно далеко друг от друга, своя планетная система может быть у каждой из них. Если же нет, то может получиться довольно экзотическая штука – планеты будут вращаться вокруг обеих звёзд сразу.

41. Звезда Пистолет за 1 минуту испускает в пространство столько же света, сколько наше Солнце излучает за 3 года. А вышеупомянутая Эта Киля справляется с этой же задачей всего за 20 секунд.

42. Наше собственное Солнце делает оборот вокруг центра Млечного пути примерно за 225-250 миллионов лет. Оно движется по своей орбите со скоростью в 230 км/с, или 828000 км/ч, что составляет примерно 1/1300 от скорости света.

43. Звезда MACS J1149 Lensed Star 1, она же Икар, является самой далёкой от нас из числа наблюдаемых. Расстояние до неё достигает примерно 9.000.000.000 (девять миллиардов) световых лет. Точнее, являлась – мы видим её излучение, выпущенное 9 млрд лет назад, что автоматически означает одно: Икар давно уже рассыпался в прах. Это был голубой сверхгигант, а подобные звёзды так долго не живут.

44. Одна из самых холодных звёзд, известных астрономам – красный карлик TRAPPIST-1, который примерно вдвое холоднее Солнца. Вокруг него вращаются, как минимум, 7 планет, но жизни на них наверняка нет, так как светимость TRAPPIST-1 в 1900 раз слабее солнечной. Впрочем, три планеты в этой системе всё-таки находятся в зоне обитаемости, так что кто знает?.

45. Самая старая звезда – SMSS J031300.36-670839.3, относящаяся ко второму поколению звёздных объектов во Вселенной. Её возраст оценивается в 13,7 миллиардов лет, то есть она возникла примерно через 99 миллионов лет после Большого взрыва. Нас о SMSS J031300. 36-670839.3 отделяет расстояние в 6000 световых лет.

Сравнение размеров Солнца и TRAPPIST-1

36. Субкарлик HE 2359-2844 в созвездии Скульптора очень необычен из-за своей высокой металличности. Таких металлов, как цирконий, иттрий и свинец в его составе примерно в 10.000 раз, чем в составе Солнца.

37. Самая быстро вращающаяся звезда во Вселенной – пульсар XTE J1739−285, делающий 1122 оборота в секунду.

38. Объект Торна — Житков – очень интересная звезда. Учёные полагают, что он представляет собой красного гиганта, слившегося с нейтронной звездой воедино. Если это так, это он абсолютно уникален.

39. Первая звезда, у которой была достоверно обнаружена планетная система – PSR B1257+12. Это пульсар, вокруг которого вращается три планеты, стерилизованных и выжженных излучением своего светила. Открыты они были в 1990 году.

40. Самой маленькой звездой по ряду признаков является красный карлик 2MASS J0523-1403. Его радиус составляет лишь 8,6% от солнечного, а температура поверхности в 2074 К делает его также самым холодным светилом.